В школу без розовых очков
Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство
детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и
энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в
школу — значит подняться на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и
сильных взрослых, куда не терпится поскорее войти. Проходят дни и
недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. Одни
дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в
школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает
разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы
обратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид.
На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи
исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена
крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что
если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом по большому
счету виноват он сам. Ну и отчасти — его родители, не сумевшие
сформировать у ребенка готовность к школьному обучению —
познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п.
Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку
приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные
затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную
дезадаптацию. Но это лишь одна сторона вопроса. О другой по сей день
говорить не принято. Считается, что в школе ребенок просто обязан быть
счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. Хотя, если быть
до конца откровенным, это не так. Сама природа школы такова, что
порождает множество проблем, которые порой ставятся в вину ребенку.
Обвинять беззащитного легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в
себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.
Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь
ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно
возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом
конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь
наша школа — это традиционно жесткая, авторитарная структура, со
строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими
требованиями к дисциплине, а точнее — к повиновению.
Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к
ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок,
подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из
многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и
справедливое, а порой и недоброжелательное. Воспитанники детского сада
по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе
(независимо от их умственных способностей), потому что уже немного
привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания.
Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным
развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в
плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей
безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для
выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал
свои обиды и эмоционально закалился.
Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности
так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При
этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен
подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не
жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно явно
сигнализируют изменения в его поведении.
Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый.
Обыкновенно разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими
впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется —
просто молчит.
Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на
недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам,
перед уходом в школу. И исключительно в будние дни — в выходные
наступает заметное улучшение.
Бывает и иная реакция — перевозбуждение, раздражительность,
двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются
учителя начальной школы: ребенок неусидчив, излишне подвижен, не умеет
сосредоточиться. Но это лишь симптом того напряжения, которое тяготит
ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно
свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться,
позавтракать. В армии всего этого от новобранцев добивается истошным
криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так же по
отношению к своему "новобранцу армии знаний": тормошим его, понукаем. И
малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным. А может ли хорошо
пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от
ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности?
Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от
утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от
сна к бодрствованию — дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо
воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув
этот процесс минут на десять.
Еще одна проблема — ранний завтрак, из-за которого возникают
конфликты почти в любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо
отправить ребенка в школу голодным. В результате малыша кормят почти
насильно: пользы организму это не приносит, а настроение ухудшается.
Хотя душевное равновесие с утра гораздо важнее сотни калорий, которые
можно добрать и попозже.
Но это — домашние проблемы. А в классе возникают другие,
посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки
поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская
непосредственность, бойкость, веселость — особенно если ребенок в семье
единственный. Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек
и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем
других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не
умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести
себя надо совсем по-другому: подчиняться школьной иерархии, не
проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто
высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок
отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает
неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме
предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно
старателен".
Дорогие родители! Не торопитесь принять этот приговор на веру. Ведь
безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая
абстракция, порожденная учительским воображением. Наверное, не стоит
сразу возражать учителю: учителя к этому не привыкли и страшно этого не
любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит
вашего ребенка по-своему. Материнский взгляд не равнозначен
учительскому. И самое главное — освободитесь от иллюзий и мифов,
которые в свое время изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут
повредить и вашему ребенку.
Миф первый: "Школа — второй дом". Дом у ребенка один. И не надо
перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо.
Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не
действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность,
работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе:
все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа
не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно
набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим
приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.
Миф второй: "Учительница — вторая мама". Мать у ребенка тоже одна.
Избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею
(как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы
полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай
играет для собственных детей, а для учеников она — учитель. Это совсем
другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует
такта, милосердия, ума. Слиянию родственных душ, беззаветной взаимной
любви тут взяться неоткуда.
Миф третий: "Учитель всегда прав". А встречали ль вы вообще хоть
одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью
избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких
людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя
есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные
проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми.
Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу — умную,
добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей... Из тех
полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и
искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая
пропорция сохранится, то и слава Богу. А большего ждать наивно.
Многие из нас в свои школьные годы хлебнули немало огорчений из-за
того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем
повторять их ошибок.
Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы.
В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных
воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и
восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не
розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые
из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим
розовые очки. Так мы убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные
достоинства школы разглядим более трезво.
Сергей Степанов
|