Застенчивость
К детской застенчивости у родителей часто двойственное
отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет. К тому же
можно быть уверенным, что застенчивый ребенок не выкинет неожиданно
какую-нибудь штуку. Стало быть, и краснеть за него не приходится. И все
же нередко родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во
взрослой жизни, где умение расталкивать других локтями — чуть ли не
гарантия успеха Как относиться к этой черте и чем помочь застенчивому
сыну или дочке?
Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они
испытывают одни и те же чувства при общении с другими людьми:
скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти
чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию
общения, в незнакомое общество или в большую компанию.
Застенчивый человек убежден, что все внимание окружающих направлено
только на него. И что это внимание обязательно негативное. Что
окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все
его недостатки и т. д. Стеснительные люди гораздо чаще других
испытывают отрицательные эмоции — и когда находятся в реальной ситуации
общения, и когда думают о ней. Им свойственно постоянное ожидание
неудач, неуверенность в себе.
И все же у разных людей застенчивость может проявляться в разной
степени. От легкого замешательства при встрече с незнакомыми людьми до
полного отказа от контактов. Кроме того, стеснительность свойственна
многим детям в определенные периоды их жизни. Впрочем, как и взрослым.
Но не у всех детей она становится устойчивой чертой личности.
Откуда берется застенчивость?
Кажется вполне правдоподобным мнение, что эта черта личности
наследуется. Никого не удивляет, если у стеснительных и малообщительных
родителей и ребенок ведет себя примерно так же.
Но ведь в семье может быть и несколько детей. И не все они ведут
себя одинаково. Нередко младший ребенок гораздо более раскован и уверен
в общении с незнакомцами. Объяснение довольно логичное: с первым
ребенком родители постоянно напряжены и озабочены. С появлением второго
они чувствуют себя намного увереннее, меньше ограничивают и
контролируют его поведение. Вдобавок младший ребенок практически
постоянно находится в ситуации соревнования со старшим. Тот и знает, и
умеет больше, и сильнее его (до поры до времени). Вот и приходится
приспосабливаться: обращаться за поддержкой и сочувствием к взрослым,
иногда хитрить и т. д.
Психоаналитики полагают, что застенчивость формируется в результате
психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения.
Скорее всего, эта черта может определяться всеми тремя факторами (и
наследственностью, и старшинством, и психической травмой). Но у
конкретного ребенка какая-то из причин все-таки преобладает.
Застенчивый или нет?
Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.
- Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта.
Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.
- Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять
лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого
пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может
отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно").
- У некоторых детей отказ от общения — это средство самоутверждения,
стремления показать свою власть над другими. "Хочу — разговариваю, не
захочу — не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать
ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и
капризности.
- Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у
ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор
и т. п.
Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.
Что могут сделать родители для профилактики застенчивости?
- Меньше тревожиться по поводу возможных неприятностей и несчастий.
Нередко беспокойство за ребенка заставляет родителей контролировать
каждый его шаг. Он постоянно находится в окружении взрослых, не имеет
опыта выбора и самостоятельного налаживания контактов.
- Стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах. Не
подчеркивать постоянно его слабость или неумение ("Ты еще мал", "У тебя
это не получится").
- У него должна быть возможность свободно выражать свои чувства и
потребности. Родители постоянно стыдят, слишком озабочены тем, что
скажут о поведении ребенка окружающие. Не удивительно, что он и во
взрослой жизни будет излишне зависеть от этих оценок.
- Конечно, ребенку нужно видеть, что его близкие получают
удовольствие от общения и с ним самим, и с другими людьми. Больше
контактов с детьми и взрослыми разного возраста, в разных ситуациях —
лучшая профилактика застенчивости. Это могут быть общие праздники,
спорт, туризм, театральная студия и многое другое.
Если все же ребенок растет застенчивым, как ему помочь?- Не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более
не упрекайте ребенка. Не ставьте в пример других детей. Не обещайте ему
всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.
- Не выделяйте застенчивость как главную черту своего ребенка. Лучше
подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные
стороны. Например, деликатность, способность понимать чувства других,
сдержанность, осторожность и т.д.
- В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и
не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент:
"Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать, бегать и т.
д.)".
- Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.
- Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте
сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но понятно, что
не следует и излишне опекать ребенка.
- Предоставляйте на выбор разнообразные занятия. Заметив успешность
ребенка в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои
новые знания или умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко
застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.
- Расскажите учителям или воспитателям об особенностях ребенка в
контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросите дать ему
возможность проявить свои способности и умения.
- Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему с
наименьшими потерями приспособиться к новой обстановке и людям.
Например, побывайте с ним заранее в новой школе или классе, познакомьте
с учителями и ребятами. Проиграйте с ним возможные ситуации — что он
может увидеть, услышать, что ответить.
- Поделитесь с сыном или дочерью собственным опытом. Многие люди в
своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не
менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты
исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными
делами.
- Лучшее средство меньше думать о своих проблемах и трудностях —
помочь другому. Важно изменить знак постоянных переживаний застенчивого
ребенка с отрицательного на положительный. Поможет общение с
четвероногими друзьями. Не исключено, что ежедневные прогулки со своим
питомцем расширят круг приятных знакомств — например, с другими
владельцами собак.
|